Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
+7 (8617)64-21-89
Наш адрес: 353900 Краснодарский край г.Новороссийск, ул. Конституции 15

Функциональная грамотность

 

   ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

    Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

   О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

   Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

 

ДОКУМЕНТЫ:

 

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Федеральные документы.

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО".

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности".

 

Региональные документы.

 Приказ МОН и МП КК № 2979 от 21.09.2021г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся ОО Краснодарского края".

 

Муниципальные документы.

Приказ УО № 937 от 18.10.21 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся ОО МО город Новороссийск в 2021-2022 учебном году".

Приказ УО №30/1 от 13.01.2022 "О внесении изменения в приказ управления образования от 18.10.2021 г. № 937 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций МО город Новороссийск в 2021-2022 учебном году»"

 

Локальные документы

Приказ "Об организации работы по повышение функциональной грамотности обучающихся МБОУ гимназии 3 20 в 2023 - 2024 учебном году"

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности (ФГ) обучающихся МБОУ гимназии № 20 на 2023 - 2024 учебный год

 Приказ № 353 - о/д от 19.10.2021 г "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ гимназии №20 в 2021-2022 учебном году".

Приказ о внесении изменений в план работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ гимназии №20 в 2021-2022 учебном году

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности (ФГ) обучающихся МБОУ гимназии №20 на 2021 - 2022 уч.год 

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Приказ об утверждении порядка проведения мониторинга

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

Банк заданий для начальной школы

Карточки с заданиями

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

 http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

 Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

 http://www.centeroko.ru/

 Россйская электронная школа - https://fg.resh.edu.ru/

 Полезные ресурсы

 Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

 http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

 СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся

 Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по читательской грамотности

https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

СИПКРО

Издательство «Просвещение»

Банк тестов

Московский центр качества образования

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник